Разговор с собой

 Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

 Аспекты направления «Разговор с собой»

  1. Что значит быть «самим собой», «оставаться собой». Уникальность человека, идентичность. 
  2. Гармония с собой или душевный разлад.
  3. Рефлексия. Самопознание, самоопределение и самоанализ как путь к самосовершенствованию. Попытки понять себя, свое место в мире, предназначение, смысл жизни ( ценности, интересы, мотивы)
  4. Выявление сильных и слабых сторон собственной личности. Нормы морали. Совесть как внутренний голос человека, позволяющий сделать нравственный выбор, оценить поступки.
  5. Личный опыт и осмысление опыта других людей (например, литературных героев). Герои, влияющие на наше мировоззрение (в том числе литературные).

 Рефлексия, самопознание, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание и др. 

В рамках данного направления можно обратиться к терминам "рефлексия", "самопознание", "самоанализ", "самосовершенствование", "самовоспитание", "самоконтроль" и др.

Рефлексия – самоанализ, самопознание, самооценка, т.е. действие мышления, направленного на свой внутренний душевный мир, свое внутреннее состояние. Рефлексия – это внутренние сомнения, обсуждения самим с собой своих действий и отношений, возникших затруднений, поиск ответов на происходящее с самим собой. Рефлексия – важнейший фактор развития человека и особенно его духовного и нравственного состояния. 

В обиходном, а также в некоторых психологических контекстах рефлексией называют всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то — в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, развитость моральных чувств и представлений о нравственности, уровень его самоконтроля и многое другое. Считается, что представители различных социальных и профессиональных групп различаются в использовании рефлексии. Рефлексия, в одной из версий, может быть рассмотрена как разговор, своеобразный диалог с самим собой. Рефлексия также обычно рассматривается в связи со способностью человека к саморазвитию, и с самим этим процессом.

Самопознание - познание человеком самого себя своим внутренним самонаблюдением, инстинктом, самоанализом. Это наиболее высокий уровень развития познания, когда оно происходит как бы изнутри человека, из глубин его души. В таком познании неразрывно связаны разум и чувства. Познающий одновременно является и субъектом, и объектом познания. Такое самопознание должно быть доступно каждому человеку. На его основе только и возможна адекватная самооценка, последующая саморегуляция поведения и самовоспитание.

Самоанализ - метод осмысления собственных действий, слов, чувств и отношений, разложение их на взаимосвязанные элементы с целью определения «слабых» мест, требующих корректировки. Самоанализ и владение его технологией позволяют предварять и устранять возможные ошибки и просчеты, выводит человека на самокритичное отношение к себе и своим действиям, что стимулирует общее развитие. Главное его достоинство – направленность внимания на свой внутренний мир, на самопознание. Без владения самоанализом невозможно ни духовно-нравственное становление личности, ни профессиональный рост, ни в любых формах познавательная деятельность.

Самовоспитание — сознательная работа над собой, основанная на стремлении к совершенству (степень которого человек определяет для себя сам) и достижению поставленных целей. Самовоспитание заключается в неуклонном следовании принципам, нормам и целям собственного развития, в четком определении перспектив своей деятельности. Процесс самовоспитания строится на критическом анализе человеком своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Самосовершенствование - процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышения всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества. Самосовершенствование невозможно без самоконтроля

Самоконтроль – самостоятельное регулирование личностью своего поведения, мотивов и побуждений. Одной из форм самоконтроля является самообладание. Умение подчинить воле чувства, эмоции, научиться управлять аффектами формируется у современного человека на начальных этапах жизни. Ограничение себя часто происходит в результате вписывания собственных мотивов и побуждений в модель ценностных и поведенческих установок, принятых в том обществе, в котором живет человек. Поэтому самообладание, как форма самоконтроля во многом определяется самосознанием человека.

Самосознание — сознательная деятельность человека по пониманию себя как неповторимой целостной личности, несущей нравственную ответственность за свои поступки перед прошлым, настоящим и будущим человечеством, умеющей верно определить свой собственный смысл и стиль жизненного поведения, могущей правильно оценить свои способности и возможности, свои чувства, желания и намерения, свое место в общем ряду других людей.

Самооценка — сознательная деятельность человека по формированию в каждый момент времени личного отношения к своим способностям, возможностям, качествам, поступкам, месту среди других людей и т.п. Характер самооценки может постоянно меняться, т.к. изменяются объективные обстоятельства и субъективное понимание своих способностей и возможностей. Навык самооценки позволяет человеку в значительной мере самостоятельно принимать решения, успешно направлять и контролировать свои действия.



Смысл жизни
ТЕМА 1. Что значит быть самим собой?
ТЕМА 2. В чем состоит опасность душевного разлада?
ТЕМА 3. Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?
ТЕМА 4. Что помогает человеку совершенствовать себя?
ТЕМА 5. Как найти "свой путь"?
ТЕМА 6. Что значит быть честным с самим собой?
ТЕМА 7. Как вы понимаете словосочетание «внутренний голос»?
ТЕМА 8. Важно ли быть в гармонии с собой?
ТЕМА 9. Может ли литература помочь человеку понять себя?
ТЕМА 10. Какие вопросы задает человек самому себе?
ТЕМА 11. Трудно ли быть самим собой?
ТЕМА 12. Помогает ли любовь понять себя?
ТЕМА 13. Когда просыпается внутренний голос?
ТЕМА 14. Что помогает человеку найти свой путь?

Как семья влияет на человека? 

В чем важность и значимость воспитания в становлении личности?

Почему человек может себя чувствовать одиноким среди близких людей?



ТЕМА 15. Как искусство помогает человеку понять себя?
ТЕМА 16. Можно ли жить без цели?
ТЕМА 17. Что значит идти путём самосовершенствования?
ТЕМА 18. Чем опасно бессмысленное существование?
ТЕМА 19. Что помогает человеку лучше понять себя?
ТЕМА 20. К чему приводит душевный разлад?
ТЕМА 21. Почему важно правильно оценивать себя и свои поступки?
ТЕМА 22. Для чего человеку нужна совесть?

М. Булгаков " Мастер и Маргарита". Проблематика 












Комментариев нет:

Отправить комментарий